Техническое обслуживание (ТО) винтового компрессора – комплекс мероприятий, включающих в себя постоянный контроль работы оборудования, оценку его технического состояния, диагностику, проверку и протяжку резьбовых соединений, замену расходных материалов (при необходимости).
Виды технического обслуживания компрессорной установки
Составляющие комплекса мероприятий по ТО компрессорной установки:
Ежедневное ТО (выполняется в течение дня/рабочей смены);
Еженедельное;
Плановое (выполняется через определенные промежутки времени (или часы наработки компрессора) в соответствии с регламентом, предписанным заводом-изготовителем оборудования).
Ежедневное техническое обслуживание винтового компрессора
Ежедневное техническое обслуживание осуществляется силами специалистов предприятия, эксплуатирующего компрессор. Его должен проводить специально обученный человек, имеющий доступ к работе с электрооборудованием и навыки работы с «железом».
Перед проведением работ по техническому обслуживанию необходимо:
- отключить компрессор от сети электропитания;
- удалить из систем компрессора (ресивера) сжатый воздух. В ресивере компрессора может содержаться конденсат, поэтому нужно заранее подготовить емкость для сбора конденсата с целью его последующей утилизации;
- проверить температурное состояние компрессора (т.к. некоторые внутренние детали компрессора могут нагреваться до высоких температур).
Отключенная установка осматривается на наличие масляных утечек и механических повреждений. Кроме того, контролируется уровень масла в масляном резервуаре.
Далее установка включается в работу. Работающий компрессор проверяется на наличие посторонних звуков (шумов, стуков и т.п.), а все резьбовые соединения проверяются на герметичность.
В случае обнаружения каких-либо неисправностей следует отключить компрессор. Эксплуатация неисправной установки категорически запрещена!
Необходимо проверить работу включенного компрессора на всех режимах (нагнетание – холостой ход – ожидание – отключение). Если в конструкцию компрессора входит термостат, то надо дождаться начала его работы, и обратить внимание при какой температуре масла это происходит.
Еженедельное техническое обслуживание винтового компрессора
При проведении еженедельного технического обслуживания контролируются:
- уровень масла;
- состояние воздушного фильтра;
- состояние всех резьбовых соединений;
- состояние и натяжение приводного ремня;
- чистота компрессора.
Помимо этого проверяется крепление всех основных узлов компрессора.
Плановое техническое обслуживание винтового компрессора
Плановое техническое обслуживание предполагает, прежде всего, периодическую замену расходных материалов. Периодичность технического обслуживания определена регламентом завода-изготовителя и приведена в Руководстве по эксплуатации.
Рассмотрим основные операции технического обслуживания.
1. Замена масла
Первая замена масла проводится через 500 часов работы; каждая последующая – через 2500-3000 часов (но не реже одного раза в год).
В случае эксплуатации компрессора в пределах нескольких часов в день, замену масла нужно производить каждые 6 месяцев (или каждые 1500 часов работы).
Порядок замены масла:
- отвинтить пробку? установить вместо нее патрубок для слива отработанного масла, подготовить емкость для сбора отработанного масла и открыть сливной кран;
- слить отработанное масло и убедиться, что маслосистема компрессора пуста;
- закрыть сливной кран 3 и снять патрубок;
- залить новое масло до уровня наливного отверстия 4, после чего завинтить пробку 1 на место.
После замены масла и масляного фильтра включить компрессор на 5 минут, затем отключить его и проверить уровень масла снова (при необходимости долить).
ВАЖНО! Категорически запрещено смешивать разные марки масла. Перечень марок масел, допустимых к использованию, приведен в руководстве по эксплуатации. При каждой замене масла необходимо менять и масляный фильтр.
Отработанное масло подлежит утилизации.
2. Замена масляного фильтра и фильтра-сепаратора
Первая замена масляного фильтра проводится через 500 часов работы, последующие — в соответствии с регламентом (или в зависимости от интенсивности работы компрессора).
Замена фильтра-сепаратора проводится в соответствии с регламентом, как правило, через 2500-3000 часов работы (но не реже одного раза в год).
Технология замены масляного фильтра и фильтра-сепаратора одинаковая. Демонтаж старого фильтра проводится при помощи специального съемника (либо, при помощи цепного или ременного ключа). Перед установкой нового фильтра следует смазать прокладку маслом.
ВАЖНО! Для проведения технического обслуживания необходимо использовать только оригинальные расходные материалы. Это особенно актуально, если речь идет о масляных фильтрах, т.к. использование неоригинальных фильтров (которые, могут быть рассчитаны на совершенно другое рабочее давление) может привести к выходу компрессора из строя.
3. Замена воздушного фильтра
Замена картриджа фильтра проводится в соответствии с регламентом, при этом чистка (продувка) картриджа фильтра должна выполняться по мере его загрязнения, зависящего от условий эксплуатации.
Для замены воздушного фильтра необходимо:
Разобрать корпус фильтра
Извлечь старый картридж и поставить на его место новый.
Проводится данная операция в соответствии с регламентом (обычно, периодичность замены картриджа воздушного фильтра, масляного фильтра и фильтра сепаратора совпадают).
Очистка (продувка) картриджа фильтра выполняться по мере его загрязнения.
После продувки картриджа воздушного фильтра его рекомендуется устанавливать в корпус фильтра так, чтобы напротив патрубка каждый раз оказывалась новая (чистая) зона поверхности картриджа.
4. Замена приводного ремня
Контроль общего состояния приводного ремня необходимо проводить еженедельно.
Через каждые 500 часов работы проводится контроль натяжения. Методика натяжения приводного ремня приведена в Руководстве по эксплуатации компрессора. Натяжение ремня оценивается по его прогибу в центральной части.
При нормальном натяжении прогиб ремня при приложении усилия 25-35 Н не должен превышать 5 мм. Если прогиб больше, то ремень необходимо подтянуть.
ВАЖНО! Максимальная сила приложения, при которой прогиб составляет 5 мм, не должна превышать 40 Н. Превышение силы приложения может повредить винтовую пару!
При проведении планового технического обслуживания обязательно проводится слив конденсата из ресивера и очистка воздушно-масляного радиатора.
Регламент технического обслуживания предполагает проведения еще целого ряда операций, таких как профилактика/замена подшипников электродвигателя, замена подшипников винтового блока, диагностика/замена сальника винтового блока и др. Для повышения срока службы оборудования рекомендуется проводить данные операции в авторизованном сервисном центре.
Помимо всего прочего, на сайте ООО ПромКомТех можно заказать: